Концепция развития естественнонаучного образования
В рамках работы Форума учителей (педагогов, преподавателей) математики, физики, химии, биологии и географии Ямало-Ненецкого автономного округа, прошедшего 8-10 ноября 2016 года в Ноябрьске, был одобрен проект Концепции развития естественно-научного образования в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Концепция).
Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности системы образования автономного округа по повышению качества естественно-научного образования и даёт представление о том, как в региональной системе образования автономного округа организовать целенаправленную работу по совершенствованию качества естественно-научного образования. Показатели качества естественно-научного образования выступают в качестве ориентиров, по которым можно отслеживать успешность реализации задач Концепции.
В основе стратегической цели Концепции находится идея достижения нового уровня качества естественно-научного образования в общеобразовательных организациях автономного округа.
В Концепции определены базовые подходы к естественно-научному образовательному пространству современной школы: предлагаются два уравновешенных, равнозначных варианта организации естественно-научного образовательного пространства: предметный подход - обучение в рамках отдельных предметов (химия, физика, биология, география) и интегрированный подход - обучение в рамках интегрированного курса «Естествознание».
Модель Концепции, основанная на предметном подходе, выстраивается с учётом образовательных программ 3 уровней: базового (для жизни), профильного (для профессионального выбора) и углубленного (для углубления и погружения в профессию). В качестве интегрированных курсов рассматриваются курсы по астрономии и экологии.
Модель Концепции, основанная на интегрированном подходе, даст возможность осуществить системный подход в обучении, поскольку учащиеся знакомятся с неорганическими и органическими системами, поможет реализовать идею гуманизации образования. Достоинство данной модели заключается в следующем: обучающиеся получают адекватное представление о целостной естественно-научной картине мира в динамике; возможность компенсации недостатков теоретических знаний по отдельным предметам за счет практической составляющей элективных курсов по отдельным предметам; снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества предметов.
В рамках реализации Концепции образовательным организациям предоставляется возможность выбора одной из предложенных моделей, при этом в каждой отражены общие подходы: уровневое обучение; практико-ориентированные формы обучения (лаборатории, природоведческие экскурсии, полевые практики и др.); усиление практической составляющей обучения (начальная школа – практическое обучение до 50%; основная школа – до 60%; старшая школа - до 70-80%); создание специальной среды в виде особого устройства всех помещений, которые связаны с изучением предметов естественно-научного цикла.
В качестве сквозных мероприятий, меняющих своё содержание на каждом уровне образования, предлагается проведение природоведческих экскурсий, полевых практик и внеучебной работы по вопросам образовательной робототехники.
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень естественно-научного образования, что улучшит преподавание других предметов, будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования.
Моргун Лариса Евгеньевна, главный специалист
отдела общего и профессионального образования