Независимая оценка качества образования (НОКО)

Печать

imagesОдной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений обучающихся.

Актуальна задача формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (с изменениями и дополнениями)

Статья 95. Независимая оценка качества образования

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. 

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

1.Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

2. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

3. Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.


Законодательство в области независимой оценки качества образования

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации пункт 1 «к» от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013г. № 487-р (ред. от 20.01.2015г.) «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12 2017г. № 1218 «О внесении изменений в порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 14.06.2013 г. № 462».
  • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
  • Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
  • Приказ Рособрнадзора от 27.11.2017г. № 1968 «О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014г. № 785».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  • Письмо Минобрнауки России от 14.09.2016г. № 02-860 "О направлении Методических рекомендаций по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
  • Письмо Минобрнауки России от 19.02.2018г. № 05-436 "О Методических рекомендаций по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Перечень показателей и их значение рассчитывается в соответствии с Приказом Минобрнауки от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

  1. Основными источниками данных являются:
    • Официальный сайт образовательной организации;
    • Сайт www.bus.gov.ru;
    • Текст публичного доклада и / или самообследования образовательной организации, опубликованный на официальном сайте;
    • Официальные статистические данные;
    • Данные опросов по удовлетворенности образовательными услугами и по доступности информирования, расположенные на сайте ОО или в тексте публичного доклада (самообследования).
  2. По каждой группе показателей рассчитывается сумма. Также рассчитывается итоговая сумма по всем показателям.

Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности за 2022 год