Цикл публикаций в Год знаний
В 2023 году, объявленным Президентом РФ Годом педагога и наставника, а на Ямале Губернатором ЯНАО Дмитрием Артюховым - Годом знаний, мы запускаем цикл публикаций под общим названием «Год знаний».
В новой рубрике мы будем рассказывать о педагогах, мастерах производственного обучения, специалистах ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий, которые своим примером воспитывают новое поколение, дарят им знания и опыт.
#ГПН_2023 #ГодПедагогаНаставника
Педагоги в «цифре»
Заместителя директора колледжа по информационным технологиям ВЛАДИСЛАВА БРУЩЕНКО смело можно назвать педагогом-новатором. О непонятной и сложной для человека непосвященного компетенции «мехатроника» он знает практически всё. Именно с подачи педагога ноябрьского колледжа началось ее развитие на Ямале. До сегодняшнего дня исключительно команды мехатроников, подготовленные Владиславом Валентиновичем, представляют наш регион в финалах национального чемпионата «Молодые профессионалы» и занимают на всероссийском первенстве призовые места. «Мехатронику» неспроста называют компетенцией будущего – она используется в автомобилестроении, машиностроении, пищевой и атомной промышленности, а инженеры с такой специализацией работают в оборонной промышленности, участвуют в конструировании военной и космической техники, разнообразного оборудования для нефтеперерабатывающей отрасли. – Это целая сфера деятельности, объединяющая в себе точную механику, программирование, гидравлику, пневматику, оптику, электронику и электромонтаж. Задача инженера-мехатроника – заставить какой-либо механизм выполнять по заданному алгоритму определенные действия без участия человека. Это может быть работа в опасных зонах, например переработка ядерных отходов, или там, где требуется очень монотонная и точная деятельность, с которой машина справится лучше, – пояснил Владислав Брущенко. По словам нашего героя, его дело берет начало из детства. С первого класса маленький Владислав не выпускал паяльник из рук, собирал паровые двигатели и прочую технику, а потом загорелся мечтой собственноручно собрать робота. Пытался сделать это из старых ламповых телевизоров, но необходимые материалы и комплектующие в то время были недоступны. Увы, тогда робот так и не получился, но мечта осталась. Воплотить ее удалось уже во взрослой жизни, когда Владислав окончил Обнинский государственный технический университет атомной энергетики, стал инженером, а затем и преподавателем по программированию промышленных контроллеров и автоматике.
– Непосредственно мехатроникой я занялся в 2015 году, когда увидел работу конкурсантов на чемпионате «Молодые профессионалы» в Челябинске. Я сразу же загорелся идеей реализовать что-то подобное своими силами. К тому же, уже будучи педагогом, хотелось создать в округе что-то инновационное, нужное, стать точкой роста для развития и самореализации студентов. Была задумка о том, чтобы начать готовить специалистов будущего, которые могут понадобиться на Ямале при открытии новых технологичных производств, – рассказал Владислав. Округ пошел навстречу. Было закуплено оборудование. Так на Ямале в 2017 году появилась компетенция «мехатроника». Первый блин не оказался комом. Едва заявив о себе на чемпионате «Молодые профессионалы», ноябрьская команда (прим.: «мехатроника» – командная компетенция, когда в тандеме работают два человека – сборщик и программист, которые могут в некоторых действиях заменять и дополнять друг друга) прошла отборочные соревнования и в первый же год вышла в финал всероссийского первенства, где заняла шестое место. Впоследствии два года подряд наши ребята становились бронзовыми призерами. По мнению Влада Брущенко, вырастить классного специалиста можно из любого студента, и не обязательно, чтобы он был программистом или механиком изначально, хотя эти навыки у студентов, конечно, приветствуются. Главное – увлечь ребят делом и нацелить на результат. На сегодняшний день педагогический стаж Владислава Брущенко – 14 лет. Все эти годы Владислав Валентинович пытается раскрыть личность каждого своего воспитанника, увидеть, как загорелись интересом глаза. – Семена в экономику нужно сеять, и они обязательно прорастут. Уверен, что с развитием технологий 3D-печати и перспективного направления Индустрии 4.0 в обозримом будущем должны возникнуть новые, ранее недоступные возможности для создания собственного производства. Нужно готовить специалистов новой формации, которые смогут в ближайшее время применить полученные знания для реализации больших целей, – уверен Владислав Брущенко.
В симбиозе механики и электроники
Еще одна профессия будущего – управление беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), хотя и сегодня без них не обойтись практически во всех сферах: транспортной и складской логистике, маркшейдерии, геодезии, строительстве, археологии, картографии, разведке мест полезных ископаемых, в армии, МЧС и так далее. Освоить непростую, но такую важную науку помогает студентам ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВ. Режиссер, руководитель видеостудии колледжа, сегодня он также преподаватель по БПЛА. – Как телевизионщик, я всегда мечтал о хорошем плавном кадре, который получается, когда работает квадрокоптер. Именно этот миниатюрный летательный аппарат может снять объект с высоты, внизу, со стороны. В колледже, куда я устроился около двух лет назад, на квадрокоптеры были определенные планы. В числе перспективных стратегических задач образовательной организации – запуск новых цифровых компетенций. К тому же в сложившейся в стране ситуации руководством учреждения было принято решение запустить спецкурс по военной подготовке гражданского населения, одним из направлений которого было обучение управлению беспилотниками. Поэтому для меня весь пазл сложился, – говорит наш герой. Чтобы обучать чему-то других, сначала необходимо выучиться самому, поэтому Дмитрию Михайлову пришлось штудировать аэродинамику, повторять физику, технику и ряд других дисциплин, без которых не обойтись в деле управления даже маленьким летательным аппаратом. Сам он прошел ряд обучающих курсов в Тюмени и Новом Уренгое: сначала общий курс по управлению беспилотниками, затем – специализированный по военно-прикладной специальности. Первыми учениками, с которыми Дмитрий Евгеньевич поделился знаниями, стали студенты колледжа, учителя ОБЖ и физической культуры, будущие призывники. Это только со стороны кажется, что поднять беспилотник в воздух – дело нехитрое. Будущим операторам нужно не только знать технические характеристики и компоненты БПЛА, но и назубок выучить законодательную базу, которую важно соблюдать при выполнении полетов. Необходимо понимать, как и где зарегистрировать квадрокоптер, согласовать план полета, оформить разрешительные документы. Нюансов много, но при этом обучиться пилотированию БПЛА может любой совершеннолетний гражданин. Курсанты колледжа освоили новую науку за 12 занятий. По словам педагога, научиться управлять аппаратом можно и за 5-6 уроков. Этого времени достаточно, чтобы проштудировать технические характеристики БПЛА, понять, как поднимать его в воздух и совершать маневры. – Теория занимает порядка 30 процентов от всего времени, остальное – практика. Это обучение пилотированию для выполнения различных задач: аэрофотосъёмка для создания топографических карт различных масштабов, съёмка для создания точных 3D-моделей объектов, мониторинг. Студенты сначала учатся летать на симуляторах, затем приступают к полетам на реальном оборудовании, – объясняет Дмитрий Михайлов. В настоящее время в колледже разработаны и прошли экспертизу программы по обучению управлению беспилотниками, в рамках которых будут готовить специалистов новой формации. Добавим, что появление таких компетенций – один из ключевых компонентов реализации стратегии инновационного развития образовательной организации. Она позволит к 2027 году сформировать цифровую образовательную среду, чтобы все больше выпускников владели практическими навыками профессиональной деятельности в цифровой экономике и цифровом интеллектуальном пространстве. Научите меня летать на беспилотнике…
Педагоги с военными наградами, боевыми заслугами
В преддверии Дня защитника Отечества мы встретились с человеком, знакомым с армейскими буднями не понаслышке. Преподаватель Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий Юрий Салин стоял у истоков становления образовательной организации. Требовательный, но справедливый. Так говорят о своем педагоге и наставнике его воспитанники. Юрий Анатольевич преподаёт спецдисциплины у студентов-автомехаников. На занятиях он знакомит парней, получающих специальность «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», с премудростями автодела. Под его руководством ребята учатся находить и устранять неполадки в тормозной системе, собирать и разбирать двигатель, ремонтировать коробку передач. В этом году стаж педагогической деятельности Юрия Салина перешагнул 27-летний рубеж. За эти годы мастер выпустил десятки молодых специалистов, многие из которых достигли больших успехов. К примеру, один из них – Игорь Мякота, директор одной из ведущих станций техобслуживания Ноябрьска «Белый сервис», где ежегодно проходят практику студенты-автомеханики. Выпускники Юрия Салина – это несколько поколений высоко квалифицированных автомехаников. Все они знают, что их учитель не только отличный наставник, но и человек с военной историей. – Мое знакомство с армией началось в 1987 году в Туркестанском военном округе. Сначала пять месяцев в учебке, после которой был направлен в Республику Афганистан, в провинцию Герат. Там я служил год и четыре месяца в роте полковой разведки. Мы выезжали на боевые задания, задерживали караваны, событий было много и разных, – рассказывает Юрий Анатольевич. В арсенале военных заслуг у него много разных наград: знаки отличия воина-интернационалиста, грамота Президиума Верховного Совета, памятная медаль от благодарного афганского народа, но самая дорогая и важная для нашего героя – медаль «За боевые заслуги», которую Юрий Анатольевич получил за задержание вооруженного каравана душманов. – Дата 15 февраля 1989 года, когда из Афганистана были полностью выведены советские войска, всегда останется для меня значимой. Важно, чтобы наша современная молодежь, наши мальчишки и девчонки тоже знали и чтили историю и солдат, многие из которых оставили свои жизни на афганской войне. Каждый год в колледже в преддверии Дня защитника Отечества и Дня вывода советских войск из Афганистана я провожу тематические встречи со студентами, на которые они идут с интересом. Отрадно видеть, что ребята внимательно слушают мои рассказы, – поделился Юрий Анатольевич. Юрий Салин, который почти 30 лет воспитывает и обучает парней важной и нужной профессии, уверен, что самое главное в работе педагога – дать молодым людям путевку в жизнь, научить порядочности и человечности. Также он убежден, что военная подготовка необходима для становления настоящего мужчины: – Армия дисциплинирует, учит ответственности, собранности, воспитывает силу и дух молодых людей. В преддверии Дня защитника Отечества желаю всем ребятам, чтобы они обязательно, помимо гражданской профессии, овладели и азами военной науки, но чтобы последние пригодились им в мирной жизни. Педагог с военной историей
Воспитывать и учить студентов, являясь для них образцом, – таков один из принципов преподавателя спецдисциплин ноябрьского колледжа Бориса Сергеевича Карпюка. За 25 лет работы в образовательной организации он выпустил уже 9 учебных групп, а это порядка 225 студентов. Человек активный, целеустремленный и деятельный, за эти годы он попробовал себя в разных должностях и направлениях – от педагога дополнительного образования до заместителя директора по воспитательной работе. – Я был и мастером производственного обучения, и педагогом, занимался воспитательной работой, преподавал ОБЖ, физическую культуру. На сегодняшний день работаю мастером производственного обучения и преподавателем специальных дисциплин у студентов-автомехаников, – рассказал Борис Карпюк. Одно из направлений деятельности педагога связано с военно-патриотической подготовкой студентов. Борис Сергеевич постоянно участвует в организации и проведении военных сборов для второкурсников, которые ежегодно проходят на базе колледжа. Осенью 2022 года он как преподаватель принимал активное участие в военных курсах для гражданского населения. По словам нашего героя, спортивное и военно-патриотическое направление у него в крови, а армии в общей сложности он отдал 11 лет и даже награжден медалью «За безупречную службу». – В юности я окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище, после чего в течение семи лет служил в вооруженных силах на офицерских должностях: в минометных, артиллерийских, общевойсковых частях. За время службы успел поменять семь гарнизонов и должностей – от заместителя командира роты до заместителя командира батальона. Все эти годы моя деятельность всегда была связана с воспитательной работой, психологической подготовкой солдат. Поэтому после увольнения в запас я решил продолжить эту стезю и пришел в колледж, – рассказал мой собеседник. Сейчас капитан запаса Борис Карпюк почти все свое время посвящает студентам. Он учит парней не только премудростям автотехнического дела, но и воспитывает будущих защитников Отечества, настоящих мужчин – сильных, спортивных, подтянутых. – Военная служба не отпускает меня и на гражданке. Можно сказать, мне повезло – занятие воспитательной работой и спортом со студентами стало моим хобби. В колледже регулярно проводятся военные сборы, во время которых мы на неделю стараемся погрузить будущих призывников в атмосферу армейских будней. Я отвечаю за строевую и частично за физическую подготовку парней, – говорит Борис Сергеевич. А еще у него есть свой секрет, как увлечь даже неспортивную молодежь физкультурой и спортом. По словам нашего героя, нужно лишь быть для ребят примером. Когда 17-летний мальчишка видит, что его 55-летний педагог с легкостью отжимается, подтягивается и выполняет нормативы, из которых сам студент не сделает и половины, то невольно проникается уважением к наставнику и стремится его догнать. К тому же когда общение легкое и непринужденное и тренер рассказывает, где и когда ему пригодились спортивные навыки, то эффект усиливается втройне. Личный пример, прекрасная физическая форма наставника пусть и зрелого возраста, позитивный настрой – все это мотивирует студентов быть похожими на него. То, что секрет педагога работает, подтверждает практика и горящие глаза мальчишек – студентов Бориса Карпюка, которые изо всех сил стараются повторять за ним замысловатые упражнения, чтобы стать такими же сильными и мужественными.Просто быть примером
Александр Борисов учит студентов не только тонкостям автодела и дисциплинам ОБЖ, многие занятия он проводит как уроки мужества. На парах у Александра Валентиновича всегда дисциплина и порядок – сказывается многолетний военный опыт педагога. Парни знают, что здесь не забалуешь. Как и положено настоящему полковнику, он строг и справедлив, но зато просто и доходчиво может объяснить даже самую сложную тему. За это ребята ценят своего педагога, а еще уважают за боевые заслуги. – Александр Валентинович, несколько слов о пути в профессию. – Я прежде военный, а уже потом педагог и наставник. С детства мечтал быть офицером, воспитывал в себе мужской характер и строевую выправку. Начиная с восьмого класса стал тщательно готовиться к поступлению в соответствующий вуз. В итоге после окончания средней школы поступил в Челябинское высшее военное автомобильное командное училище. В 1979-м окончил его по специальности «инженер по эксплуатации и ремонту автомобильной техники и гусеничных машин» и далее проходил службу на офицерских должностях. Так уж сложилось, что вся моя жизнь тесно связана и с автотранспортом, и с наставнической деятельностью. В начале была служба в Вооруженных силах, Афган, затем занимался подготовкой офицерских кадров на военной кафедре Саратовского государственного технического университета и только после этого стал обучать и воспитывать студентов. С 2010 года работаю в ноябрьском колледже. Как педагог я по-военному строгий и требовательный, хотя стараюсь найти подход к каждому студенту. За тринадцать лет подготовил и выпустил порядка 250 молодых специалистов, и ни разу не пожалел о своем выборе. – На уроках мужества Вы рассказываете о службе. Поделитесь ярким эпизодом. – В ноябре 1981 года я был направлен для прохождения военной службы в Афганистан. Один знаковый случай произошел близ поселка Туругунди, куда мы прибыли по приказу командования. В тот день я получил срочное сообщение о том, что обстреляна автоколонна соседнего батальона, шедшая без боевого сопровождения. Меня с бойцами на двух БТР отправили на выручку, но по дороге мы также попали в засаду и под обстрел душманов. Проскочив опасный участок, наша боевая группа увидела неисправный бронетранспортер, который на одном двигателе не мог подняться на перевал. Единственно верное решение – готовить его к эвакуации, одновременно отражая атаку противника, пришло быстро. Помощи ждать было неоткуда. Понимая, что жизни бойцов зависят от слаженности и четкости действий, я подробно объяснил команде, как действовать при обстреле. И вот на открытом участке дороги душманы устроили шквальную стрельбу с гор. Но мои ребята были готовы к такому исходу и сразу же открыли ответный огонь по вспышкам. Снайперские точки врага были подавлены, и наша колонна прибыла в расположение части без потерь. В Афгане Александр Борисов нес службу в течение двух лет и за это время не потерял ни одного подчинённого, ни одного автомата и автомобиля. В арсенале наград нашего героя много медалей: «Ветеран боевых действий», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «За безупречную службу» (I, II и III степеней), «За отличие в военной службе» I степени, юбилейные – к 15, 25 и 30-летию вывода Советских войск из Афганистана. От имени Президиума Верховного Совета СССР награжден медалью «70 лет Вооруженных сил СССР». – Что, по-вашему, самое важное в работе педагога? – Преподаватель, мастер производственного обучения или наставник должен научить своих воспитанников главному – стать настоящими людьми, чтобы ребята могли отличать подлинные ценности от мишуры, дорожить искренней дружбой, быть честными с самими собой и окружающими. Если говорить про меня, человека с большим военным опытом и который в основном работает с молодыми людьми, будущими мужьями, отцами, защитниками Отечества, то важно, чтобы каждый из них получил профессию, научился принимать правильные решения и отвечать за свои поступки. – Ваши слова напутствия молодежи накануне Дня защитника Отечества. – Желаю всем, кто сейчас служит, с честью выполнять свой воинский долг, слушаться командиров и не пасовать перед трудностями. Ребятам, для которых армия еще впереди, искренне советую уже сейчас готовиться к будущей службе: следить за здоровьем, соблюдать режим, заниматься спортом.Наш учитель – воин-интернационалист
Сильные слабые женщины
Преподаватель информатики Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий Алла Булатецкая – профи не только в IT-технологиях, она и на хоккейном корте с легкостью даст фору опытным игрокам. Хрупкая и изящная девушка на аудиторном занятии, на льду она словно другой человек – дерзкая и стремительная, настоящий нападающий в хоккейной сборной. Сочетания этих качеств помогают педагогу ладить со студентами и находить ключи к душам даже самых трудных ребят. Сама, будучи выпускницей колледжа, она и предположить не могла, что вернется в родные пенаты уже педагогом. Но так сложилась судьба, и вот уже шестнадцать лет Алла Булатецкая помогает студентам осваивать различные компьютерные программы. – Я поступила в профессиональный лицей № 39, сегодняшний колледж, в 1995 году на престижную и модную профессию «оператор ЭВМ», которая считалась в те годы актуальной. Получив диплом, устроилась на работу в девятую школу на должность инженера-электроника, где обслуживала компьютерную технику. Я (улыбается) не планировала быть педагогом и даже высшее образование получила по специальности «менеджмент» в Московском гуманитарном университете. Но так уж сложилось, что меня часто ставили на замену заболевшего учителя информатики, и как-то незаметно я обнаружила способность обучать. В один из дней пришло приглашение из колледжа. Я решила, что интересно попробовать работать со студентами, и с этого момента открылась одна из самых ярких страниц жизни, – вспоминает моя собеседница. Сегодня молодой талантливый педагог и руководитель мультивендерного центра сертификации ноябрьского колледжа обучает будущих программистов. Алла Сергеевна убеждена, что каждый из ее студентов – особенный. У ребят насыщенная, полная активностей жизнь: они участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях, молодежных движениях, интересуются культурой, искусством, спортом. Со своими воспитанниками преподаватель на одной волне, оттого и отношения у них складываются дружеские, доверительные. В работе придерживается современного стиля преподавания, соблюдая субординацию и не позволяя ребятам нарушать этические правила, сама держится совершенно не авторитарно. Алла Булатецкая твердо убеждена, что самый эффективный метод воспитания – это собственный пример. И действительно, глядя на нее, сразу хочется улыбнуться, выпрямить спину, настолько она энергичная. Это, наверное, оттого, что со спортом преподавателя колледжа связывает многое. Вот уже на протяжении семи лет она трижды в неделю тренируется на льду «Авангарда», занимается там не фигурным катанием, как можно подумать, глядя не ее изящную фигурку, а хоккеем. – Страсть к данному виду спорта у меня с самого раннего детства, а приучил меня к нему папа. С ним мы смотрели абсолютно все хоккейные матчи: чемпионаты мира, Европы, России. С юности отец хотел стать хоккеистом, но из-за травмы ноги этого сделать не смог, зато я смогла, хотя и попала в команду по счастливой случайности. Как-то увидела объявление в соцсетях о том, что идет набор в женскую сборную по хоккею. Решила попробовать: а почему бы нет? С первого же занятия поняла, что это мое, и осталась, – говорит Алла. – Наша команда для меня, как семья. Все девушки «Арктики» очень разные: от 18-летних до женщин 60 лет, но все мы близки по духу и жизни не представляем без хоккея. По словам моей собеседницы, даже после самой сложной и интенсивной тренировки она чувствует себя по-настоящему отдохнувшей и заряженной положительной энергией. Это не парадокс, а великая сила любви к спорту и к жизни. По мнению Аллы, хоккей – не просто работа мышц и тренировка координации, но и зарядка для мозга. Это интеллектуальный вид спорта – во время игры нужно четко рассчитывать траекторию полета шайбы и силу броска. В общем, математический склад ума пригодился и здесь. Несмотря на то что «Арктика» не является профессиональной спортивной сборной, ноябрьские хоккеистки довольно часто выезжают на соревнования женской хоккейной лиги и уже побывали в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Ежегодно на льду ледового дворца «Авангард» девушки участвуют в региональном хоккейном турнире, посвященном 8 Марта. Не станет исключением и 2023-й. Соперниками ноябрьской «Арктики» выступят женские сборные из Сургута, Нижневартовска и Надыма, а в числе болельщиков-ноябрянок, как всегда, обязательно будут студенты преподавателя информатики Булатецкой, готовые горячо поддержать своего педагога. Как классный руководитель и наставник группы, она проводит беседы со студентами о проблемах общества, о необходимости вести здоровый образ жизни, заботиться о себе. Алла Булатецкая призывает ребят не останавливаться на достигнутом, постоянно развивать свои профессиональные навыки, и является для них ярким примером. Главное достоинство педагога в том, что ее слова не расходятся с делом – она живет по тем принципам и правилам, о которых говорит ребятам, а они ценят ее человечность и мудрость и нередко обращаются за советом по житейским вопросам.Игра для настоящих леди
Мастер производственного обучения Татьяна Хлыстунова для своих студентов не просто преподаватель, а старший друг. За девять лет педагогической деятельности она помогла обрести важную и перспективную профессию порядка 150 выпускникам-электрикам ноябрьского колледжа. Кроме того, практические наработки Татьяны Николаевны легли в основу учебника, по которому сегодня учатся студенты не только на Ямале, но и в образовательных организациях СПО всей страны. Свой путь в педагогическую профессию Татьяна Николаевна считает счастливой случайностью. Как человек с математическим складом ума, ценящий пунктуальность и четкость, после школы она поступила в Новосибирский политехнический университет на факультет электроснабжения предприятий. Окончив вуз, работала по профилю инженером-электриком. Затем на предприятие случился кризис, началось сокращение кадров и прочие неприятные моменты. Тогда наша героиня, которая всегда умела не просто хорошо ладить с детьми, но и в доступной форме объяснять самый сложный материал, решила попробовать себя в новой ипостаси, тем более что в это же время в колледже появилась подходящая вакансия. –Меня приняли на должность мастера производственного обучения. Работа интересная, творческая, душевная. Я об одном жалею, что не связала свою жизнь с преподавательской деятельностью раньше, – поделилась моя собеседница. – Каким Вы себя считаете педагогом? Какого стиля придерживаетесь в работе со студентами? – По характеру я человек мягкий. Наверное, порой нужно быть построже с ребятами, но не всегда получается. Что касается стиля общения, то это дружба и взаимоуважение. У меня есть четкие правила, которых я придерживаюсь и в жизни, и в преподавании. Поэтому, начиная работать с новой группой, мы обсуждаем эти моменты. Я слушаю и уважаю мнения ребят и прошу того же у них. На самом деле все дети очень мудрые и справедливые. Когда преподаватель с ними искренен, они отвечают взаимностью, прощают резкость, принимают замечания и требования, если критика обоснованна. Поэтому суть моей методики можно выразить двумя простыми словами: поступай по справедливости. Разумеется, немаловажен и индивидуальный подход. Все мои студенты разные, со своими характерами, темпераментами. Один схватывает и запоминает все на лету, другому необходимо больше времени, чтобы усвоить материал. Все это я, конечно, учитываю, планируя занятие, и тогда для всех пары проходят интересно и плодотворно. Ситуации могут быть самыми разными, но одно могу сказать точно: за всю мою преподавательскую практику ни разу ни один из студентов меня не подвел. Мы работаем очень дружно, и я не побоюсь утверждать, что ребята меня уважают. – Вы являетесь автором учебника «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций». Как возникла идея его написания? – Специальной задачи написать учебник я перед собой не ставила. Просто за время преподавания накопилось достаточно практического материала, с которым удобно работать. Конечно, учебники по нашей дисциплине были и до этого. Но основная их часть написана для более старшего возраста обучающихся, на сложном и непонятном для 16-летних ребят языке. Поэтому весь материал приходилось перерабатывать, чтобы он легко воспринимался и усваивался нашими студентами. Когда его накопилось много, у специалистов методической службы колледжа возникла отличная идея систематизировать все наработки и выпустить по ним учебник. Пособие разработано на основе ФГОС СПО по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», входящей в ТОП-50. В него включены методические материалы для обучающихся по выполнению лабораторных и самостоятельных работ, а также материалы по подготовке к квалификационному экзамену. Справка: Учебник, разработанный педагогами ноябрьского колледжа, признан лауреатом Федерального книжного конкурса в сфере среднего профессионального образования «Учебник года». Он распространен по 36 образовательным организациям и библиотекам в Москве и Московская области, Крыму, Иркутской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Новгородской, Ростовской, Тульской, Тюменской областях, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском краях, Республиках Калмыкия и Татарстан. – Ваши профессиональные достижения и заслуги. – Я считаю, что главная цель работы любого педагога – это воспитание детей. Если учитель за свою профессиональную карьеру хотя бы одного ребенка вывел во взрослую жизнь, воспитал человека, то труд его был не напрасен. Многие из моих студентов стали успешными людьми, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, а после окончания колледжа пошли учиться дальше, устроились на престижную работу по специальности, стоят свои семьи. В этом и есть главное достижение. – Что, по вашему мнению, самое важное в работе педагога? – Наверное, это терпение и способность не выгореть целиком. Чтобы каждый день хотелось идти к детям, давать им новые знания и проводить свои занятия так, чтобы видеть горящие глаза ребят, их неподдельный интерес к твоему предмету. ПЕДАГОГ, НАСТАВНИК И ДРУГ
Эксперты чемпионатов профессионального мастерства
Сегодняшний наш герой – мастер производственного обучения, кондитер-профессионал Мария Лысенко. Если бы еще несколько лет назад у нее спросили о том, что важнее: быть педагогом или создавать кондитерские шедевры, она бы выбрала второе. Сейчас все иначе. Во главу угла Мария ставит преподавательскую деятельность, потому что работа со студентами дает вдохновение – они вместе открывают новые горизонты и профессионально растут. Мастер для будущих мастеров Путь Марии Лысенко в профессию начался со студенчества. Как и многие девочки, она любила готовить что-то вкусное и радовать выпечкой родных. Поэтому с выбором учебного заведения вопрос не стоял. После окончания школы она стала студенткой колледжа профессиональных и информационных технологий. Училась хорошо, а когда пришло время производственной практики, попала в кондитерский цех, где и осталась после получения диплома. – Какое-то время работала там. Когда поднакопила опыта и практики, перешла в «Капельку», где занималась кондитеркой вплоть до декретного отпуска. Когда малыш подрос и я решила выйти на работу, счастливый случай привел меня в колледж. Там как раз освободилось место кондитера, которое я с радостью заняла. Правда, осознание того, что хочу стать мастером производственного обучения, пришло чуть позже, – вспоминает наша героиня. Мария Васильевна призналась, что, несмотря на любовь к кондитерскому делу, ей всегда хотелось чего-то большего: не просто создавать красивые и вкусные лакомства, а делиться знаниями с другими. Этими другими стали студенты, когда Марии Васильевне предложили занять место мастера производственного обучения. Так Мария Лысенко взяла группу первокурсников, которые пришли в колледж обучаться профессии «повар, кондитер», и ведет их вот уже три года. – Мастер производственного обучения не просто педагог, который учит своих студентов технологии приготовления и оформлению блюд. Свою задачу я вижу не только в том, чтобы обучить их всем премудростям профессии. Порой нужно стать для студентов другом, научить ставить цели, достигать их, находить общий язык со сверстниками, правильно подать себя в коллективе, и главное, найти свое призвание и дело жизни. Чтобы передать все это обучающимся, мне и самой приходится все время заниматься саморазвитием, профессионально расти, – отмечает Мария. Слова не расходятся с делом. Вместе со своими студентами они ходят в кино, участвуют в спортивных мероприятиях, готовят поздравительные акции и живут одной дружной семьей. Растим кондитеров-чемпионов Одна из составляющих в работе мастера производственного обучения в колледже – это подготовка студентов к конкурсам профессионального мастерства. До недавнего времени это были чемпионаты «Молодые профессионалы», сейчас будущие кондитеры готовятся к региональному этапу конкурса «Профессионалы». Кстати, именно с приходом в колледж Марии Лысенко в чемпионатном движении Ямала возобновилась подготовка участников в компетенции «Кондитерское дело». – Подготовка к чемпионату – сложное, напряженное, но безумно интересное время. Мы с девочками буквально живем в колледже. Участницы оттачивают мастерство, вместе мы придумываем новые сочетания ингредиентов и необычные варианты подачи. И все это нам очень нравится. Такие мероприятия помогают убедиться студентам, что они выбрали правильный путь, – считает мастер. Сама Мария Лысенко, начав в чемпионатном движении с рядового эксперта, за три года выросла до главного эксперта, а ее воспитанница в прошлом году впервые в истории Ямала завоевала медальон за профессионализм в финале национального первенства «Молодые профессионалы» в компетенции «Кондитерское дело». – Данное достижение я считаю нашей большой общей победой, результатом, которым можно и нужно гордиться. Учитывая, что наша компетенция начала активно развиваться лишь с 2020 года, мы сделали огромный прорыв, пройдя в нацфинал и завоевав медальон, – говорит моя собеседница и добавляет: – на достигнутом останавливаться не собираемся. Следующая цель – взять призовое место на всероссийском чемпионате. Как раз в эти дни новая команда кондитеров тренера Марии Лысенко готовится к региональному этапу чемпионата «Профессионалы». – В этом году участницами чемпионата станут студентки разных курсов: есть и первокурсницы, которые только знакомятся с профессией, а есть и те, кто уже участвовал в чемпионатах профессионального мастерства. Но всю мою великолепную пятерку объединяет одно – они влюблены в кондитерское дело. Для всех моих девочек утомительные ежедневные тренировки не в тягость. Они кайфуют от того, что делают. Вы бы видели, как горят их глаза, когда десерт, торт, крем или конфета получаются так, как задумано, – рассказывает Мария Лысенко. Мастер отметила, что конкурное задание этого года во многом отличается от заданий прошлых лет. Сейчас в разработке каждого модуля участвуют работодатели. Они предлагают включать в них кондитерские изделия, которые пользуются спросом у населения. Впрочем, задания от этого не станут менее интересными. Так, тема у кондитеров в этот раз по-настоящему сказочная – «Алиса в стране чудес», так что совсем скоро красочные торты и конфеты учениц Марии Лысенко станут сладким украшением чемпионата. Мастер и педагог не только для студентов Деятельность нашей героини не ограничивается исключительно работой со студентами. Уже два года подряд Мария Васильевна является активным участником реализации проектов «Содействие занятости» и «Школа самозанятых», в рамках которых жители города повышают профессиональный уровень или обучаются кондитерскому мастерству с нуля. Среди учеников Марии Лысенко – действующие кондитеры, мамы в декрете и даже инженер-метролог, который после окончания обучения настолько увлекся выпечкой тортов и пирожных, что задумывается об открытии собственного кондитерского бизнеса. Впрочем, для кого бы ни преподавала Мария Лысенко, она всегда придерживается одного принципа: главное в работе педагога – увлечь обучающихся своим примером, чтобы, глядя на его мастерство, у ребят горели глаза, чтобы им хотелось стать настоящими профессионалами, уверенными в своих силах и завтрашнем дне.МАСТЕР, СОЗДАЮЩИЙ СЛАДКУЮ СКАЗКУ